Швецова
Л. Белый и
Есенин //
Андрей Белый.
Проблемы
творчества. М.,
1988. С. 408-409:
К тому
же Белый
опирался в
ней на
антропософию
Р. Штейнера,
идеалистически
толковавшую
происхождение
человека: »...люди
нисходят из
мыслей
духовных:
влучаются в
тело;
пронесшие
крест
воплощений (Начала,
Архангелы,
Ангелы) —духи.
Зовут
Божество.
И оно
наклоняется
к миру:
спускается в
круг
Элогимов,
соединяя его;
соединение
Элогимов,
единство
сознанья его,
есть
божественный
отблеск на
нем; ему имя —
Ягве-Элогим (...)
Ягве,
нисходящий
на землю: то «Я»
— человека»[1].
Эта поэтическая фантазия проиллюстрирована рисунком Андрея Белого в частично сохранившемся первом варианте работы «К звуку слов» (ГБЛ, ф. 25,3.12, л. 9); на листе (карандашом) изображены ангелы, «одушевляющие» людей (посредством звездных лучей), а справа нарисован старик (образ библейского патриарха) в царственном головном уборе (в профиль и анфас); от простертых в стороны рук его отделяются звезды.
Белому,
видимо,
удалось на
время увлечь
антропософскими
фантазиями
Есенина, и он
создал на
темы их
стихотворение:
Под
красным
вязом
крыльцо и
двор,
Луна над
крышей, как
злат бугор.
На
синих окнах
накапан лик:
Бредет по
туче седой
Старик.
Он
смуглой
горстью меж
тихих древ
Бросает
звезды —
озимый сев.
Взрастает
нива, и зерна
душ
Со звоном
неба спадают
в глушь.
(I, 120)
В
первоначальной
редакции (во
втором
сборнике «Скифов»)
стихотворение
состояло из
шестнадцати
двустиший (т.
е. было вдвое
длиннее
окончательного
варианта).
Работа
Белого о
звуке
начинаемся с
экскурса в
отдаленную
эпоху, с
гипотезы о
происхождении
нашей
планеты: «Некогда
не было
злаков, «Земель»,
ни кремней, ни
гранитов;
было —
пламенное...»
Все полевые
цветы по
белому — «напоминания
об огнях
безграничной,
космической
сферы; все
слова —
напоминанья
о звуке
старинного
смысла»[2].
К
отдаленному
времени
обращена и
мысль
Есенина в
стихотворении
«Под красным
вязом...»:
Я
помню время,
оно, как звук,
Стучало
клювом в
древесный
сук.
Я был
во злаке, но
костный ум
Уж верил в
поле и водный
шум.
Метафору
«костный ум» (как
и все
стихотворение)
комментаторы
шеститомного
собрания
сочинений
Есенина
возводят к
статье
Белого «Жезл
Аарона».
Однако здесь
явственно
ощутима
связь с «Глоссолалией»:
«Жесты — юные
звуки еще не
сложившихся
мыслей,
заложенных в
теле моем; во
всем теле
моем
произойдет
то же самое с
течением
времени <...>
что
происходит
пока в одном
месте тела:
под лобною
костью»[3].
Следующие
строки того
же
стихотворения
Есенина явно
подсказаны
беседами с
автором
работы о
звуке; они не
случайно
приведены в «Глоссолалии»:
Рудою
солнца
посеян свет,
Для вечной
правды
названья нет.
Считает
время песок
мечты,
Но новых
зерен
прибавил ты...
На
крепких
сгибах
воздетых рук
Возводит
церкви
строитель
звук.
Сергей
Есенин[4]
Последнее
двустишие
навеяно
рассказом
Белого об «эвритмистках»
— «танцовщицах
звука» в
антропософском
центре в
Дорнахе (где
поэт провел
несколько
лет). В книге «Глоссолалия»
изображается
фигура
танцовщицы,
положения
рук которой
как бы
воспроизводят
движения
струи
воздуха в
гортани при
произнесении
того или
иного звука.
Заключительное
есенинское
двустишие
цитируется и
на последней
странице
книги.
========
(ср. про слово "руда" в Гл.)