Беседа о пролетарской культуре в Вольфиле

De Visu. 1993. №7(8). © Е.В.Иванова.

История Вольной Философской Ассоциации (Вольфилы), существовавшей в Петрограде в 1919-1924 гг., составляет особую страницу в духовной жизни послеоктябрьского периода. Это была первая попытка дореволюционной интеллигенции, которую тогда еще не успели окрестить «бывшей», объединиться в новых исторических условиях. Инициатива создания Вольфилы исходила от писателей и литераторов, образовавших в 1916 г. литературную группировку «Скифы» и издавших в Петрограде в 1917 и 1918 гг. два сборника под тем же названием. На страницах этих сборников были опубликованы произведения А.Белого, В.Я.Брюсова, С.А.Есенина, Н.А.Клюева, А.М.Ремизова, О.Д.Форш (под псевдонимом «А.Терек»), П.В.Орешина, Е.И.Замятина, А.А.Ганина, Л.Шестова, А.М.Авраамова, Р.В.Иванова-Разумника и С.Д.Мстиславского. Как отмечал в воспоминаниях Иванов-Разумник, только из-за отсутствия в Петрограде к «Скифам» не примкнул А.А.Блок1. За немногими исключениями имена почти всех этих деятелей культуры мы находим в протоколах и отчетах Вольфилы.

Читать дальше...

  1. Иванов-Разумник Р. Вершины: Александр Блок. Андрей Белый. Пг., 1923. С. 224. []

Литературная студия

Аудиторию воскресных литературных бесед обычно составляют кроме студийцев и посторонние пролетарские писатели.

На беседах, при участии руководителей студии т.т. А. Белого, Н. Шварца, М. Стоялрова, В. Плетнева и В. Иванова, разбираются произведения, прочитанные студийцами и нестудийцами, производится разбор со стороны формы, ритма и содержания, обсуждается вопрос, поскольку разбираемые произведения проникнуты пролетарской идеологией.

В воскресенье 9-го марта были прочитаны следующие стихотворения:

Студийцами т. Казиным — «Каменьщик».

При обсуждении т. А. Белый находит стихотворение вполне выдержанным по форме и содержанию и отметил красивое сравнение восходящего солнца с «красным кирпичом». Т. Полетаев указывает на изысканность образа: «Сочится усталость в плечах».

Т. Александровский — «Заводы».

Т. Белый отмечает изысканность техники Александровского в созвучии без рифмы. Ассонирующие слоги вполне соответствуют ритму, намеренно громоздкому и тяжелому.

Т. Родовым — «Песня».

Т. Шварц находит стихотворение риторичным, такого же мнения придерживается и А. Белый, который, кроме того, отмечает некоторую растянутость, — при лаконичности стихотворение много бы выиграло.

Т. Полетаевым — «Вихри».

Т. Белый видит в творчестве Полетаева влияние поэзии Пушкина (однако, не в смысле подражательности), выражающееся в музыкальности и звучности, достигаемых простыми средствами.

Т. Ерошин замечает, что его не удовлетворяет некоторая легкомысленность формы.

Т. Орешин считает Полетаева лириком современных переживаний.

Т. Праскуниным — два стихотворения «В храме» и «Город».

Из пролетарских поэтов не-студийцев читали:

Т. Дмитриев — лирическое стихотворение, начинающееся стихами: «Прочь, седая стая, стая ратников любви». Далее развивается мысль, что в (с. 30) настоящий момент — личные чувства должны уступать долгу коллектива.

Т. Орешин находит некоторую двойственность, автор еще не нашел себя и, по словам Орешина, «стоит на-четвереньках в самом себе».

Т. Шварц находит заимствованность образов: «знойно-мудрый человек», напоминающую Белого, и «стремя планет» и «сечей рубин», что также из Северянина. Чтобы понять стихотворения, из-за внутренней вычурности требуются комментарии автора.

Т. Бутров прочитал поэму (без заглавия), посвященную психологии женщины.

Т. Шварц считает, что это не стихи, а «назойливо-скучная проза», за исключением некоторых поэтических мест. Нет рифмы, определенного размера, единства построения и т. д.

А. Белый и другие высказывающиеся присоединяются к этой оценке. Автор выражает свое недовольство по поводу того, что никто из критиков не коснулся «содержания» его поэмы.

По вопросу о форме и содержанию возникают оживленные прения, заканчивающиеся тем, что форма и содержание неотделимы друг от друга; не может быть глубокого содержания, которое не было бы выражено в мастерской форме и наоборот.

М.В. (с. 31)

Гудки. 1919. № 2. С. 30-31.

Андрей Белый. Александр Поморский. Цветы восстания. Пб., 1919.

Пробежав эту малую книжечку, чувствуешь все же удовлетворение: сквозь техническое неумение, как трава, пробиваются пульсы самовольного капризного ритма; и сквозь рои слов, заимствованных из брошюр абстрактных, как сквозь скорлупу, проступают ищущие своего выражений образы; мироощущение пролетария выявляется и в играх ритма, и в самом способе воспринимать природу и город; поэтическое движение в душе и восприятие мира сквозь примзу поэзии медленно, лишь в годах, прорезается сквозь прозаический корост нашего обычного словоупотребления, наше слово распалось на корост понятия и на футуристический перезвон самой материи звука; ритм, как без образное, чисто напевное начало поэзии обыкновенно слагается ранее поэтической образности, и в поэзии Александра Поморского ритм, что трава, прорастает наружу, сквозь тротуарные плиты заезженных слов, налагающих печати банальности на воплощения его мирочувствия в слове; обилие слов как «культ», «гимн», еще не суть образы, а фельетонные выражения; и строчки, как подобные строчкам: «и новый культ зажгу пред новым алтарем» суть проза, плакат, платформа, лозунг, что хотите, но не поэтический образ; но в том же стихотворении «Пролетариат», сплошь обложенном плитами прозаических слов, выбиваясь сквозь них, бьют крылатые ритмы: «Стихия я, я - смерть, я - ураган, я созидаю, я разрушу... я успокою боль жестоких ран, воспламеню робеющую душу». Вот схема ритма этого стиотворения:
v-|v-|v-|vvv-
-vv-|v-|v-v
-vv-|v-|v-|v-
vvv-|v-vv|v-
Какие изысканные перебои! Ямбами владеет т. Поморский; музыка его стихотвореных напевов здорова и жизненна; мало строк с некрасивыми скоплениями односложных; слова его строк многосложны; оттого-то и ямб его полон ударов, толчков, перебоев, как то «Но каждый камень твой - наш не оствыший пот» («Городу»), или: «Дракон с обезображенным челом» (там же). «Туман, как сон, охватывает зданье» (стр. 19). Великолепен ритм стихотворения «Колокола». Не даром поэт говорит: «Душа моя взяла их пламенный напев» (стр. 21). Напев т. Поморского пламенен. Ритм стихотворени «Поезд» передает ритм движения поезда. Великолепны ритмы стихотворени «Похороны Трибуна».
Рифмы т. Поморского изысканны и смелы: «окраин - спаян» (13), «дамбы - дифирамбы» (17), «Сомов - переломов» (23) и т. д.
Не то со словами: слова бледны, абстрактны: песни «протеста» (13), новый «культ» (15), «музыка непоколибимого строя» (29), «рабочий класс», и обилие гимнов; даже ольхи «гимны свои отшумели» (16) и т. д. Повторяю снова, в средствах изобразительности хромает поэзия т. Поморского; в ритме она процветает; собственно говоря; вся поэзия его - в безобразной, бессловесной поющей стихии души, обреченной до времение пользоваться затаскаными словами; и все же: сквозь затасканность слов здесь и там прорезываются уже яркие образы:
Красив весною город Сомов,
Розливом Волги окружен,
В волне гористых переломов
В лазурь роня перезвон...
Играет солнце... Воздух чистый
Томится в неге ветерка...
К реке сверкает скат гористый
Червонным золотом песка.
Интересны все стихотворения, посвященные городу и, прежде всего, «Похороны Трибуна». Пожелаем т. Поморского сбросить с души своей груз прозаических слов и ветошь затасканных образов, дабы ритм его сплел ему новые образы, соответствующие песням души его (85).

ГОРН. Книга первая. 1918. Московский Пролет-Культ.