Аудиторию воскресных литературных
бесед обычно составляют кроме студийцев
и посторонние пролетарские писатели.
На беседах, при участии руководителей
студии т.т. А. Белого, Н. Шварца, М.
Стоялрова, В. Плетнева и В. Иванова,
разбираются произведения, прочитанные
студийцами и нестудийцами, производится
разбор со стороны формы, ритма и
содержания, обсуждается вопрос,
поскольку разбираемые произведения
проникнуты пролетарской идеологией.
В воскресенье 9-го марта были прочитаны
следующие стихотворения:
Студийцами т. Казиным — «Каменьщик».
При обсуждении т. А. Белый находит
стихотворение вполне выдержанным по
форме и содержанию и отметил красивое
сравнение восходящего солнца с «красным
кирпичом». Т. Полетаев указывает на
изысканность образа: «Сочится усталость
в плечах».
Т. Александровский — «Заводы».
Т. Белый отмечает изысканность техники
Александровского в созвучии без рифмы.
Ассонирующие слоги вполне соответствуют
ритму, намеренно громоздкому и тяжелому.
Т. Родовым — «Песня».
Т. Шварц находит стихотворение
риторичным, такого же мнения
придерживается и А. Белый, который, кроме
того, отмечает некоторую растянутость, —
при лаконичности стихотворение много бы
выиграло.
Т. Полетаевым — «Вихри».
Т. Белый видит в творчестве Полетаева
влияние поэзии Пушкина (однако, не в
смысле подражательности), выражающееся в
музыкальности и звучности, достигаемых
простыми средствами.
Т. Ерошин замечает, что его не
удовлетворяет некоторая
легкомысленность формы.
Т. Орешин считает Полетаева лириком
современных переживаний.
Т. Праскуниным — два стихотворения «В
храме» и «Город».
Из пролетарских поэтов не-студийцев
читали:
Т. Дмитриев — лирическое стихотворение,
начинающееся стихами: «Прочь, седая стая,
стая ратников любви». Далее развивается
мысль, что в (с. 30) настоящий момент —
личные чувства должны уступать долгу
коллектива.
Т. Орешин находит некоторую
двойственность, автор еще не нашел себя и,
по словам Орешина, «стоит на-четвереньках
в самом себе».
Т. Шварц находит заимствованность
образов: «знойно-мудрый человек»,
напоминающую Белого, и «стремя планет» и
«сечей рубин», что также из Северянина.
Чтобы понять стихотворения, из-за
внутренней вычурности требуются
комментарии автора.
Т. Бутров прочитал поэму (без заглавия),
посвященную психологии женщины.
Т. Шварц считает, что это не стихи, а «назойливо-скучная
проза», за исключением некоторых
поэтических мест. Нет рифмы,
определенного размера, единства
построения и т. д.
А. Белый и другие высказывающиеся
присоединяются к этой оценке. Автор
выражает свое недовольство по поводу
того, что никто из критиков не коснулся «содержания»
его поэмы.
По вопросу о форме и содержанию
возникают оживленные прения,
заканчивающиеся тем, что форма и
содержание неотделимы друг от друга; не
может быть глубокого содержания, которое
не было бы выражено в мастерской форме и
наоборот.
М.В. (с. 31)
Гудки. 1919. № 2. С. 30-31.
Tags: Василий
Александровский от М. Л.
No
Comments »