ashtray.ru библиотека

АНДРЕЙ БЕЛЫЙ
ЧЕЛОВЕК
(* предисловие к повести «Человек», являющей собой хронику XXV века)
I
Бирюзовые куполы храмов зареют; и – зреют весною.
Кометой, исчисленной точно, Учитель спустился к земле, пересекая круги иерархий обстающего Духовного Мира, чтобы… снялись печати 1 с последних столетий и чтобы в светлейшую славу прояснился их глухой, громовержущий смысл.
Затеплятся «ясные ясли»: родится младенец: соединит воедину две тайны: рождение в ясли и – воскресение в жизнь. Рождество соединится со светлою Пасхою.
С порога Духовного Мира мы видим, как –
- в громе говора Ангелов, передающих теплотами Слово, восстало творение оболочек Души; и –
- как бы шар, превышающий блесками Солнце, - мы видим: -
- вперили, теплясь, Элогимы 2 свои безглагольные взоры в сходящую Душу; и над влучением Элогимовых мыслей в сходящие оболочки выгрались начала, -
- спрессовывая их комом плоти…
II
В мире мир водворится. Смотрите: кротчает лик мира; война истощает себя: «Слава в вышних!»… Воспоминанием о божественных сферах нисходит младенец, - в Начале, держащем его; и –
- Опуская пречистые взоры в тепло, вытыкают Архангелы светлые ризы; вторым днем создания, Солнцем, блеснет его жизнь: будет он – Озаритель Народов… -
- Закаты, светящие нам, озаренные; воздухи- чище; и на заре Назарея 3 – ясней проступает сквозь облачный рой, озолощенный лучами… -
- Как ясные ясли, - заря… Вселенная сотрясается от зовущего гласа; двенадцать Волхвов 4, обступивши Звезду 5, к ней воздели дары; вот - она, как алмаз, ослепительная… планета Венера, образующая отчетливый треугольник с алмазным Серпом 6 и огромным алмазом Юпитера.
Сочетаются ныне: с любовию мудрость.
И – да: будут они. –
На лугах, в беловейных хитонах пройдутся из храмов… К Нему, ожидающему, чтоб сказал Он о Господе Христе Иисусе.
Светлые смыслы сойдут в безглагольные взоры Его; будут дни: -
- в его голосе процветет древо звука плодами познания; будет словами Он складывать космосы воздуха, прорезая покровы природы мечом языков: в громе говоров Ангелов; тихие светы зажгутся; и, опуская пречистую руку на главу, Он вкладывать будет в сердца… многообразия состояний сознаний Своих… -
- Будут храмы Лазурного Братства 7 стоять; из отверстия Купола станет под небом, двулучием рук протянувши молитву о мире; разверзнется воздух; и все мы увидим Офейру – страну выдыхаемых светов… 8
III
В пятнадцатый год правления нового Духа Времени 9, в год всемирной войны, охватившей народы XX века, когда император Вильгельм был правителем немцев, - при первосвященнике католической церкви Бенедикте XX 10, был голос от Господа, подымаемый от востока народом, которого великие судьбы уже исполняются ныне: -
- «да будет на земле мир; и да будет на земле всякое братство» … -
- И из местностей, называемых Циммервальд и Кинталь 11, подымались такие же точно слова.
Но их не услышали.
Из-за глосса брани был зов; и – извещение было: о возможности наполнения славою Божией всякого дела; о возможности выпрямить кривизны; и неровные пути сделать гладкими.
В то ужасное время был нам Человек, говоривший: секира при корне; и древо бесплодное будет предано пламени; был глагол о лопате и засоренном гумне; но имевшие тайну познания о лопате не вняли глаголу 12.
Европа же после этого была предана пламени.
И от слов, пробежавших по миру, крестились немногие тихие души; между ними и тот Человек 13, о котором история сохранила так мало свидетельств: о жизни его будет сказано здесь на основании данных духовного опыта Лазурного Храма.
Перед взором этого человека небесный покров разорвался - на одно лишь мгновение; и – из грядущих столетий домчалось: -
- «Ты – будешь!»
Было от роду ему – тридцать лет. Все дальнейшее было путем посвящения в тайну… Голгофы. Эта душа должна была выстрадать все, чтоб иметь в отдаленнейшем будущем миссию… Стать… Человеком… -
- В августе тысяча девятьсот шестнадцатого года расположенье планет было сходственно с расположением планет в дни Голгофы: так же прорезывал небо планетами образованный крест; но – с приподнятыми перекладинами… 14
IV
Из облаков погибшей культуры об этой загадочной личности извлеклось мало данных; и на пороге грядущего воплощенья ее мы впервые назад проницаем страдания, пережитые ею, как… страсти…
Пусть в XX столетии слово свое нам не вскрыл человек, проходивший по жизни; все же данные, оглашенные здесь, разработало братство Лазурного Храма.
Но и в XX столетии в личности, проносившей свой крест воплощенья, как в деятеле определенной эпохи, порой отражалось Начало. –
- Дух Времени, -
- искаженный историей, ужасами мировой катастрофы: войны того времени, морами, революционными взрывами, землетрясением и – открывшимися болезнями, с которыми только теперь начинаем справляться мы, от которых погибли целые племена и народы, не смогшие переступить рубеж XXI века. –
- В том загадочном человеке высокими иерархиями подготовлялась светлейшая миссия: братство народов; -
- сам же он, не гремя, угасал средь печали родного народа, считавшего… отщепенцем его; был неправедно он осужден при подавлении революции; и был обвинен он в измене контрреволюционными трибуналами…
- При выходе из Суда его растерзали – на уличной Площади.
V
Неудачным страдальцем стоит перед нами в своей биографии он. В описаниях современников вырастает нам лик его –
-лик неудачника, мучимого противоречием и исходящего внутренним взрывом бесплодной, себя не познавшей души.
Мы его наблюдаем: у Гроба Господня, в Испании, изучающим каталонский язык и забытое «Ars Lulliana» 15, в британском музее; и после: в огне революции. –
- События эпохальные крались скрытнейшими переживаниями в нем; он в себе чуял слово, дробящее камни столетий; и молнию – видел: но грома ее не изрек… -
- его взгляд без единого слова противоречит словам, им же сказанным; слово его не созрело; он был дикой ветвью, оторванной от народа, привитой к маслине, вырастающей из неба ветвями в народ, из которого протянулся дичок –
- человек, истерзавший в себе свою жизнь и до смерти умерший уже: неестественной смертью…
Ужасно крещение Духом!.. –
- Жизнь его была стон: «Боже мой… Ты покинул меня» … 16
Характерен портрет, кое-как сохранившийся нам: с перепутанными волосами и с желтым лицом, обрастающим жидкою бородой, поражает он нас фосфорическим блеском остановившихся голубых, точно стиснутых глаз; характерен отрывок письма его к другу, дошедший до братства Лазурного Храма: «милый друг, я пишу тебе без надежды услышать ответ; и - с огромною братской любовью, уверенный, что когда-нибудь мы еще увидимся. Разбросала судьба нас; и – знал ли ты, где ты будешь; и знал ли я, что столетия прошумят после нашей последней беседы; когда встретимся мы все четыре, скажи мне, - что мы промолчим о случившемся; и все слова легковесны для сказки теперешних дней»… И – письмо обрывается.
Биографии комментируют это письмо; мы приводим его, как кусочек чего-то, являющегося нам… священной реликвией древности, собирающейся воскреснуть по-новому - в эти именно дни.
Мало нам сохранилось о нем: знаем мы – на поверхности своей жизни он был писателем и общественным деятелем, неуравновешенным и горячим, менявшим свои убеждения; и не оставившим после себя никаких проявленных ценностей; впрочем, книги его все погибли при безумной реформе музеев, в начале XXII столетия (в это время погиб «Фауст» Гете; и – Ницше).
Словом, мало мы знаем о нем; знаем мы лишь одно: -
- была выпита чаша необходимых страданий, посланных ему. Его Дух, облеченный в светлейшую миссию братства народов, закорчился в струпьях Души.
VI
Переливая соками света в плоть матери, ляжет в утробе ее, -
-Покидая Аэрию, -
-где живут звуко-люди, освобождаясь от смерти…
Звуки света в нас вписаны; песнь солнценосцев ясна; звукословием встретим же, братья, сходящую Душу из звукосветных, глаголющих голубизн… на заре!
Примечания
Написан в январе 1018 г . и впервые опубликован в журнале «Знамя Труда». 1918. № 2. Печатается по тексту этого издания. Белый и в дальнейшем не оставлял мысли продолжить и дописать «Хронику XX века»: в приложенном к книге стихов «Королевна и рыцари» (Пб., 1919) списке произведений Андрея Белого «Человек. Повесть (Хроника XXV века)» указана в числе сочинений, готовящихся к печати.
1 Аллюзия на Агнца из «Откровения», взявшего «книгу из десницы Сидящего на престоле» (5,7) и снявшего с нее печати.
2 Элохим (Элогим) – одно из обозначений Бога в ветхозаветной мифологии. Слово это, будучи формой множественного числа, несет в себе память о древнем многобожии еврейских племен. Однако в библии сама эта форма имеет значение полноты божественности в лице единого бога, вобравшего в себя всех до того бывших богов» (Мифологический словарь. М., 1990. С. 615).
3 Здесь: Иисус Христос.
4 В восточных христианских преданиях мудрецы-звездочеты, узнавшие по явлению чудесной Вифлеемской звезды, что родился «царь иудеев», и пришедшие поклониться Младенцу Иисусу Христу. Евангельское каноническое повествование от Матфея не называет числа Волхвов.
5 В данном случае имеется в виду Иисус Христос, сравниваемый в библии со «светлою, утреннею звездою» (Откровение. 22, 16)
6 Группа звезд в созвездии Льва. Существует представление, что библейская звезда состояла из планет Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб.
7 имеются в виду храмы антропософии, подобные Гетеануму (см. комм. № 26 к рассказу «Йог»: «Имеется в виду Иоанново здание в Дорнахе, переименованное в Гетеанум. Основано Р. Штейнером как мировой антропософский центр. Белый принимал активное участие в возведении этого антропософского храма-театра, находясь в Швейцарии в 1914-1916 гг.)
8 Ср. в книге Андрея Белого «Глоссолалия»: «Знаю я: - страны света спускались лучами из древнего Солнца: на зефиротах – лучах (зефиротами «Sepher-Jezira» зовут лучи мудрости).
Где она, Зефирея?
Пропала она.
И сохранилась в фантазии греков: да, верили греки, что где-то в Индии, в далях, блистает «златая земля»; и золотую ту землю называли: Зофейрой, Офейрой.
Да, знаю:-
-Офейра – сияние, сказка лучей, то - Эфирия; но эфир охладняется воздухом; он - Аир.
В древней-древней Аэрии, в Аэре, жили когда-то и мы – звуко-люди; и были там звуками выдыхаемых светов: звуки светов в нас глухо живут; и иногда выражаем мы их звукословием, глоссолалией» (Глоссолалия. Поэма о звуке. Берлин, 1922. С.68). Уместно напомнить, что в 1921 г . в Москве вышла книга путевых заметок Белого, названная «Офейра».
9 летосчисление ведется по Р. Штейнеру. В письме Блоку от 1 мая 1912 г . Белый утверждал, что « с 1900 года с землей совершилась громадная перемена и что закаты с этого года переменились» (Переписка. С. 295)
10 Неточность: речь идет о папе римском Бенедикте XV (1854-1922).
11 название швейцарских деревень, в которых в 1915 и 1916 гг. проводились международные конференции социалистов-интернационалистов против первой мировой войны.
12 см .: Луки. 3, 7-17.
13 герой беловских «Записок чудака» явно сродни горьковскому «Человеку с большой буквы» (поэма «Человек») и полемически противопоставлен автором ему.
14 Прямая образная перекличка с собственной поэмой «Христос воскрес», которая была написана сразу же после «Человека» и во многом по его следам.
15 Правильно: «Ars Magna» (Великое искусство, 1275) - книга каталонского схоласта, теолога, писателя Раймунда Луллия (ок. 1235 – ок. 1315). См. запись Белого в январе 1916 г .: «… раза 3 в неделю уезжаю в университетскую библиотеку в Базель, где усиленно работаю над литературой о Раймонде Луллие; читаю французскую монографию о нем (забыл автора) (…), читаю «ars brevis» Раймонда и перехожу к «Ars Magna», но- запутываюсь; и читаю комментарии к Раймонду Джордано Бруно» (Ракурс к дневнику. Л. 77 об.)
16 Ср.: «А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или, лама савахфани? То есть: Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Матфея. 27, 46)
___
Комментарии – проф. В.М. Пискунов
Андрей Белый. Собрание сочинений. Серебряный голубь: Рассказы/ Сост., предисл., коммент. В.М. Пискунова. – М.: Республика, 1995.