I. Страстные свечи 7-43

Образы любимые, что сердце перетрогало   7
Степные вихри       8
Печаль опустошенной, затихающей души    10
Пир    11
Рассветало. Моросило.     12
Карета           13
Хожу меж обугленных балок      14
Нынче Горе мое нарядилось      15
Сфинкс          16
Солнце — лира      17
Да и нет        18
Зову тебя в воды хрустальные    19
Вкруг колокольни обомшелой   20
Я холоден     21
Искусителю 22
– Отведи синие шторы     23
Ранняя обедня         24
Колеса           25
В недрах        26
Канделябры в синеве мерцают  27
Ночное (Слышу я тихие стужи)            28
Свидание      29
Смертию смерть    30
Серенада      31
Явлен знак. На персях напишу я            33
Вижу там в багреце заходящих лучей  34
Зарница        35
Я пронжу, пронжу иглой 36
Кругом — одна лазурь. Прозрачен небосклон          38
Над пустынными полями видится        39
Тоска  40
Странник (Восточный мотив)    42
Страстные свечи    43

II.  Идиллическое       47-63

Встреча         47
Божья коровка         48
Мы носились на гигантах            49
Роза и лилия           50
Старые девушки:
1. Повесть немая о тягостной страде     51
2. Ты любила стихи и была горбатая   51
3. На двое косу свою расчесала   52
Наши тени на снегах         53
Мефистофель          54
У себя            55
Голубятник  56
С дороги       57
Зеленя разбегались, струились 58
Капал дождик с шатких веток    59
В лесу:
1. Утро раннее в красных огнях 60
2. Оттепель. С длинных сосулек сбегая           60
Белые строфы         62
Гимн заре (Ведийская мелодия)            63

ΙΙΙ. Маги

Маги:
Мы – цари. Жезлом державным            67
Мы – цари. В венцах, с жезлами 67
Барельеф      69
Херувимы:
1. Херувимы Ассирии, быки крылатые           70
2. Вашу правду несете вы, пращуры древние 70

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

из Гумилева
Книга стихов Валериана Бородаевского совсем в ином роде. В ней чувствуется знание многих метрических тайн, аллитераций, ассонансов; рифмы в ней то нежны и прозрачны, как далекое эхо, то звонки и уверенны, как сталкивающиеся серебряные щиты. Но глубокая неудовлетворенность миром и жгучая жажда иного не позволяют поэту сосредоточиться на своих об разах, они бывают не всегда продуманы, обладают досадно-случайными чертами. И так часто в самых высоких и красивых нотах его пения слышна дрожь приближающейся истерики.

Правда, он мало поет, он предпочитает говорить о своих видениях простым и страшным языком. То он видит Бога, прикурнувшего у хижины и заглядевшегося в бесплодную степь, то как в шахтах «дрожат седоватые шеи, вислые губы темничных коней». Иногда он бывает торжественным, тогда с его губ срываются слова, убедительные в своей неожиданности:

Печать Антихриста! Иуда! Страшный Суд!
Все та же ты, — икона Византии.
Но ярче твой огонь! — Сердца куют и жгут…
О, мудрецы… Рабы глухонемые!

Недаром Вячеслав Иванов называет его в своем предисловии «византийцем духа», христианство для него — право запрещать и проклинать, для него Страстная Неделя еще не закончилась Воскресеньем. 

И наиболее привычные ему цвета — черный и красный, как у того, кто смотрит вокруг сквозь плотно сомкнутые веки.

Но может быть именно эта затаенная жестокость и делает его творчество глубоко индивидуальным, не смотря на заметное влияние Тютчева, Фета и В. Иванова.